Мастерилка

Жаркова Галина Михайловна, педагог дополнительного образования

В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании кружков по декоративно-прикладному творчеству. Такие кружки способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения.

Объединение по интересам ”Мастерилка“  носит практико-ориентированный характер и направлен на овладение учащимися основными приёмами ручной работы. Обучение в кружке создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Существует немало видов художественной обработки материалов, которые помогут учащимся овладеть знаниями в области изобразительной техники, изготовить необходимые и полезные в быту вещи. Потребуется совсем немного времени, чтобы сделать настенное панно, игрушку из бумаги, слепить картину, украсить одежду вышивкой, комнату – цветком.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность учащемуся проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, учащиеся приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Существует множество разных направлений бумажного творчества: оригами, бумагокручение, изысканная миниатюра, вырезания из бумаги и т.п. Невозможно перечислить все достоинства бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумаги как материала, очень доступна, а простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание.  Бумагопластика развивает у обучающихся способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми на занятиях, будут полезны и во взрослой жизни.