Творческие беларусы

Василенок Кристина Михайловна, педагог дополнительного образования

Одной из актуальных проблем обучения, требующей своевременного решения является развитие патриотизма и приобщение к культурному наследию детей младшего школьного возраста через декоративно-прикладное искусство. Эту проблему решает объединение по интересам ”Творческие белорусы“ созданного на базе Сенненского районного центра детей и молодёжи в 2020/2021 учебном году. Программа включает в себя различные техники такие как рисование, лепка, аппликация, ткачество и другие. В ходе занятий ребёнок приобщается к культурному наследию народа, развивает трудолюбие, наблюдательность, фантазию, формирует чувство цвета. Занятия способствуют всестороннему развитию, совершенствованию координации движений, мелкой моторике рук, тактильного восприятия. Таким образом совмещая различные техники на занятиях есть возможность придумать и использовать авторские идеи для создания различных подделок.

Целью данного исследования является раскрытие проблемы приобщения учащихся к культурному наследию на занятиях объединения по интересам.

Материал и методы. Материалом исследования послужили работы учащихся объединения по интересам ”Творческие белорусы“ на базе Сенненского районного центра детей и молодёжи. Используемые методы: исследовательский, описательный, наблюдение.

Результаты и их обсуждение. Программа объединения по интересам ”Творческие белорусы“ предназначена для изучения культурных традиций белорусского народа, которые были раскрыты в следующих разделах: ”Народные праздники Беларуси“, ”Народные мастера Беларуси“, ”Белорусская кукла“, ”Символы Беларуси“. Работа по каждому разделу начиналась с изучения истории и традиций белорусского народа.

Чтобы освоить основные приёмы работы в различных техниках и приобрести навыки для выполнения более сложных работ на последующих занятиях, ребятам было предложено выполнить несложные аппликации из природного материала на тему: ”Белорусский лес“, ”Обитатели леса”.

При изложении нового материала использовались презентации и видео, мастер-классы, которые содержали необходимые технические сведения. После рассмотрения последовательности изготовления изделия учащиеся вместе с педагогом приступали к выполнению практического задания, которое включало в себя подбор необходимых материалов, выполнение эскиза, выполнение цветового эскиза, наклеивание элементов на формат листа.

В результате наблюдения было выявлено, что дети были увлечены процессом работы, не смотря на то, что сам процесс требовал усидчивости и трудолюбия. Можно сделать вывод, что работа в данной технике заинтересовала учащихся. Некоторым учащимся так понравилась работа в данной технике, что захотели сделать дома самостоятельно ещё работу.

В целях повышения интереса было организовано участие в разноуровневых выставках декоративно-прикладного творчества учащихся.

Заключение. Проведённое исследование показало, что изучение культурных традиций на занятиях декоративно-прикладного искусства привлекает детей и развивает стремление к познанию наследия белорусского народа. Благодаря использованию различных техник на занятиях можно выполнять различные открытки, подарки и сувениры и тем самым дарить положительные эмоции родным, близким, друзьям.